Выбор компьютера

Выбор периферии ( Монитор)

Выбор периферии

Разумеется, компьютер (или какой-либо другой умный гаджет) существует не сам по себе, а в окружении других, чуть менее умных, но крайне необходимых устройств. Для краткости (пусть это и не совсем верно) назовем все то хозяйство, что втыкается нашему компьютеру в порты или связывается с ним посредством беспроводной связи (это сейчас модно), «периферией». Теоретически в эту категорию можно накидать огромное количество всякого барахла, от флешек до внешних аккумуляторов. Но мы сосредоточимся лишь на нескольких устройствах, самых актуальных и необходимых для нашей домашней сети.

Как выбрать монитор монитор

Выбор монитора
Выбор монитора

Какие только устройства мы не нарекали «самыми важными» частями компьютера: и процессор, и блок питания, и оперативную память. Однако с пользовательской точки зрения не все ли нам равно, какая начинка урчит-скрежещет в его железном брюхе? А вот с монитором наши глаза контактируют непосредственно и ежесекундно — даже в те моменты, когда процессор и прочая компьютерная начинка могут позволить себе минутный отдых. Правда, в свое время компьютер успешно обходился без монитора, зло вредно наблюдая, как ломали глаза бедные инженеры — то им мелькание лампочек расшифровывать приходилось, то дырочки на перфокарте считать. Первые мониторы появились в поле зрения красных и натруженных глаз «машинных операторов» лишь в середине семидесятых годов — до этого приходилось созерцать то крохотный экран осциллографа, то домашний телевизор. Кому же сказать спасибо за то, что сегодня мы смотрим на картинки, а не на лампы или дырочки в перфокартах? Прежде всего — Стиву Джобсу и Стиву же Возняку: именно их компьютер Apple стал первой массовой «персоналкой» с экраном (в качестве последнего использовался обычный бытовой телевизор). Ну и заодно кудесникам из лаборатории Xerox PARC, объединившим в одноименном компьютере системный блок и монитор в неразрывный тандем, успешно работающий и по сей день. Поначалу в роли мониторов выступали пузатые и тяжелые ящики на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). Или, скорее, «пушки», которая неустанно обстреливала пучком электромагнитных лучей поверхность кинескопа, покрытую особым веществом — люминофором. Под действием этих лучей каждая «точка» экрана светится одним из трех цветов — красным, зеленым и синим, комбинация которых дает миллионы (!) цветов и оттенков! В начале же нынешнего века громоздкие и дико вредные для глаз ЭЛТ сменили плоские экраны на основе жидких кристаллов. Забавно, что появиться на свет эти мониторы смогли благодаря не физику, а… ботанику, австрийцу Фридриху Рейнитцеру! Еще в конце XIX века он обнаружил удивительные свойства ряда органических веществ, которые, в зависимости от температуры, могли проявлять свойства жидкости или кристалла. Чуть позже друг Рейнитцера, физик Отто Лехман, обратил внимание на способность жидких кристаллов менять свои отражающие способности — в зависимости от температуры они могли пропускать или задерживать свет! Но прошло еще почти семь десятилетий, прежде чем эти чудесные свойства получили практическое применение. Первые ЖК-экраны появились довольно давно, еще в начале 70-х годов прошлого века. Но до огромных полноцветных мониторов им было далеко, и пригодны эти индикаторы были разве что для наручных часов или калькуляторов! К тому же первые дисплеи были еще и монохромными и выдавали они лишь один цвет — черный или зеленый (это зависело от установленного фильтра). В современных LCD-мониторах каждый пиксель изображения формируют три жидкокристаллических «колбочки», расположенные одна за другой. Каждая из них отвечает за определенный цвет (красный, зеленый или синий). И каждый мельчайший ЖК-элемент экрана имеет при себе «контролера» — специальный транзистор, управляющий подачей тока на кристалл. В зависимости от подаваемого напряжения степень прозрачности колбочки изменяется, и свет от лампы, проходя через них, формирует на экране точку нужного нам цвета. За последние годы ЖК-экраны, в общем-то, не слишком изменились, разве что подешевели и увеличились в размерах. Самые заметные новации — появление мониторов с чувствительными экранами (тачскрин): они позволяют управлять компьютером без мыши, легким касанием пальцев. Правда, большие компьютеры, в отличие от ноутбуков, новинку пока не оценили: кому охота постоянно видеть перед глазами заляпанный отпечатками экран? И тем не менее определенные подвижки в сторону сенсорных технологий имеются: многие моноблоки 2015 года оснащены именно сенсорными экранами. Уже в ближайшие годы на смену ЖК-экранам придут новые, на основе органических светодиодов (OLED): в отличие от жидких кристаллов, светодиоды умеют светиться самостоятельно. Следовательно, исчезает необходимость в громоздких лампах подсветки, а OLED-экраны заметно «худеют»: их толщина может составлять несколько миллиметров! Наконец, у OLED-экранов просто невероятная цветопередача, а угол обзора равен 180 градусам (если вы будете смотреть на монитор сбоку, цвета картинки не поблекнут и не исказятся). Не помеха им и прямые солнечные лучи (а попробуйте поработать с обычным ноутбуком на солнышке!). Правда, есть и проблемы: светодиодные экраны заметно дороже, срок жизни элементов — меньше, да и выгорают они неравномерно. Кстати: не путайте светодиодные экраны с обычными ЖК-панелями со светодиодной подсветкой (LED), сменившей традиционные лампы: такие дисплеи и компактнее, и экономичнее, и стоят недорого. Но, увы, это все те же старые добрые ЖК со всеми их минусами . Ну а теперь перейдем к базовым параметрам, которые необходимо учитывать при выборе любого монитора.

Формат. «Квадратные» дисплеи с соотношением сторон 3:4 давно вымерли, так что все экраны сейчас — широкие, формата 16:9 или 16:10 (первое предпочтительнее как для фильмов, так и для игрушек). А буквально пару лет назад экраны вновь начали вытягиваться: сегодня ряд производителей предлагает узкие мониторы с невиданным ранее соотношением сторон 21:9 (например, LG 34UM95)! Для работы с текстом, таблицами, графикой, да и для игр такие экраны куда удобнее привычных. Правда, в таком формате выпускаются мониторы с большой диагональю экрана (от 29 дюймов), а стоят они значительно дороже обычных.

Формат монитора
Формат монитора

Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1 дюйм — это чуть более двух с половиной сантиметров). Лет десять назад стандартными для домашнего офиса были мониторы с диагональю экрана 14 дюймов, сегодня же стандартом считается экран 24–27 дюймов. Теперь вполне реально найти пристойные мониторы с диагональю 27– 30 дюймов по крайне низкой цене (около 200 долларов): выпускают их малоизвестные производители из Южной Кореи под брендами вроде Crossover и Yamakasi. Все эти мониторы построены на основе добротной матрицы LG с разрешением 2560×1440 точек и вполне пригодны как для просмотра фильмов, так и для игр (но, разумеется, не для профессионального дизайна). Официально в России мониторы корейских компаний (не считая, разумеется, совершенно небюджетного Samsung) не продаются, однако их можно легко заказать на интернет-аукционе eBay или поискать у мелких продавцов через Avito. Будьте очень внимательны: лучше всего заказывать уже откалиброванный и проверенный на наличие «мертвых пикселей» монитор, поскольку из десяти корейских мониторов 2–3 оказываются бракованными.

Диагональ экрана
Диагональ экрана

Тип поверхности экрана. Экраны современных мониторов и ноутбуков бывают как «зеркальными» (глянцевыми), так и матовыми. Первые отличаются хорошей яркостью и контрастностью, «сочностью» цветов, однако большинство пользователей такие экраны терпеть на могут: на солнце «глянец» дико бликует, и работать с ноутбуком или монитором становится невозможно. Конечно, в темноте такой экран выглядит лучше. Но часто ли мы работаем без света? C другой стороны, многие недорогие матовые экраны страдают так называемой кристаллической болезнью: этот эффект проявляется в дымчатости изображения и нечетких, расплывчатых краях, отчего пользователю очень сложно сфокусировать взгляд на какой-либо детали. Особенное неудобство это доставляет при чтении.

Тип поверхности экрана
Тип поверхности экрана

Тип матрицы. Качество картинки на мониторе, его цена и специализация во многом определяются типом использованной в нем жидкокристаллической матрицы.
• TN + film (Twisted Nematic + film) — «офисно-игровая». Мониторы на этой матрице — самые дешевые, к тому же они отличаются неплохим временем отклика. Правда, по другим пунктам они безнадежно проигрывают конкурентам — небольшой угол обзора (140–150 градусов), посредственная цветопередача. Словом, для серьезной работы с графикой такой монитор не пригоден, да и для фильмов он далеко не идеален.
• MVA (Multidomain Vertical Alignment) и PVA (Patterned Vertical Alignment). Серединка на половинку: картинка на этом экране уже практически не искажается, если взглянуть на нее под углом, неплохая цветопередача и довольно приличные скоростные характеристики. Стоят такие мониторы процентов на 20–30 дороже «ширпотреба» на TN, но это как раз тот случай, когда переплачивать не жалко.
• IPS (In-Plane Switching). Выбор профи. Отличная цветопередача, минимум искажений — идеал для работы с графикой и дизайна. А вот скорость (время отклика точек) у этих мониторов подкачала: на динамичных сценах в играх изредка будет заметен пропуск кадров, за быстрой сменой которых монитор просто не успевает. К тому же IPS-матрицы стоят дороже обычных.
• PLS (Plan-to-Line Switching) — матрицы нового поколения от компании Samsung. Считаются компромиссом между качеством IPS и скоростью MVA.
• IGZO (оксид индия, галлия и цинка (Indium Gallium Zinc Oxide) — новейшая технология производства ЖКматриц, разработанная компанией Sharp и впервые использованная в планшете Apple iPad. Сегодня на базе IGZO-экранов выпускаются новейшие мониторы сверхвысокого разрешения QHD (3840×2160 точек и выше). Если производитель не указал тип матрицы (а именно так чаще всего и бывает), то можно определить ее на глазок, взглянув на включенный монитор сбоку. Цвета на TN-матрице сразу же исказятся, а на S-IPS и MVA/PVA сохранится естественная цветопередача — зато под большим углом изображение станет чуть отливать серым (MVA/PVA) или фиолетовым оттенком. Легче всего это видно на черном фоне, поэтому не поленитесь перед проверкой запустить на мониторе одну из стандартных заставок Windows. Можно добавить, что IPS-мониторы предпочитают дизайнеры, для которых важна точность при работе с цветами. А для игрушек, например, больше подходят новые модели MVA или PLS-матриц. TN-матриц рекомендую избегать в любых случаях, даже если речь идет о мониторах с разрешением 4K. Кроме того, выбирая игровой монитор, отдавайте предпочтение моделям с поддержкой технологии NVIDIA G-SYNC (они поддерживают частоту до 114 Гц): она позволяет устранить рывки и выпадения кадров в динамичных играх, обеспечивая более «плавную» игровую картинку.

Тип матрицы
Тип матрицы

Экранное разрешение. Эта величина показывает, сколько минимальных элементов изображения — «точек» — может уместиться на экране. Чем качественнее матрица, тем больше этих точек, тем менее зернистой и более качественной будет ваша картинка. На данный момент программа-минимум — экраны с разрешением 1920×1080 точек (FHD). Но это далеко не предел: начиная от 24 дюймов крайне желательно выбирать экраны с большей плотностью точек (например, с разрешением — 2560×1440 (WQHD)). А с начала 2015 года «мейнстримом» стали мониторы UltraHD-качества (4K или QHD) с разрешением 3840×2160 пикселей: ожидается, что к концу года стоимость таких моделей опустится ниже 500 долларов. Для работы с графикой высокое разрешение — безусловный плюс, а вот игроманам гнаться за QHD я не рекомендую: чтобы заставить современные игрушки плавно бегать на таком высоком разрешении, необходимо будет прикупить еще и видеокарту топ-класса, цена которой окажется сравнимой с самим монитором. И главное: не поленитесь как следует проверить монитор перед покупкой как на качество и равномерность подсветки, так и на наличие «битых пикселей» (кстати, если их меньше пяти, то вернуть монитор или отремонтировать его по гарантии вы не сможете). Имейте в виду: хитрые продавцы чаще всего запускают для демонстрации мультики — их яркие и контрастные цвета способны сбить с толку неопытного покупателя. Поэтому не поленитесь запустить на экране какой-нибудь малоконтрастный фильм с обилием темных тонов — «Город грехов» или «Матрицу». «Фильмовый» тест позволит вам наглядно оценить контрастность — чем она выше, чем лучше. На малоконтрастных мониторах дешевых ноутбуков смотреть фильмы (кроме тех же мультиков) практически невозможно. Кроме того, желательно посмотреть на экран при равномерной черной и белой заливке. Первый позволит вам проверить качество экранной подсветки: в идеале черный фон должен быть действительно черным — без всяких пятен и «зарева» внизу. Темный фон поможет выявить и «битые пиксели» — то есть неисправные элементы матрицы. В зависимости от ее типа (PVA, IPS, TN + film) эти «трупы» могут выглядеть либо как светящиеся точки на черном фоне, либо как черные точки на белом фоне. В принципе, наличие одного-двух «мертвецов» на экране современного ноутбука не считается криминалом (и даже поводом для обмена по гарантии). Но лучше, если их не будет вовсе, не правда ли? Проверить монитор на наличие «битых» пикселей можно, запустив специальную программу или встроенный тест в самом дисплее — она в обязательном порядке должна быть в магазине (скачать эти и другие программы для тестирования экранов можно по адресу benchmarkhq.ru). Запомните: экран надо попеременно залить хотя бы несколькими цветами — и если ни на одном из них не выявилось «звездочек», то считайте, что проверку монитор прошел.

Экранное разрешение
Экранное разрешение

Интерфейс подключения. Большинство недорогих моделей ЖКмониторов подключаются к компьютеру через разъем DVI. В случае с больше экранным монитором (диагональ свыше 30″) может понадобится уже новый разъем HDMI или DisplayPort. Для разрешения WQHD (2560×1440) и выше настоятельно рекомендуется именно DisplayPort, а при разрешении 4K ему и вовсе нет альтернативы, поскольку даже HDMI версии 1.4 позволяет нам выводить картинку такого качества лишь с половинной частотой (30 Гц вместо 60), что не слишком хорошо влияет на зрение.

интерфейс подключения монитора
интерфейс подключения монитора

Дополнительные входы и выходы. На многих дорогих мониторах имеется встроенный хаб (то есть разветвитель) USB, что дает нам возможность получить вместе с монитором от двух до четырех разъемов USB 3.0 для подключения всяческих внешних устройств.

Это были основные свойства при выборе монитора

Основная статья  выбор компьютера